Геополитические события последнего времени многих из нас заставили по-другому взглянуть на окружающий мир. В первую очередь пересмотреть подходы к ведению бизнеса пришлось предпринимателям: каждый был вынужден искать новые решения, чтобы не просто остаться на плаву, но и продолжить свое развитие.
Денис Игишев, генеральный директор группы компаний «Крафт», считает, что настало время сделать ставку на наши традиционные сильные стороны — умение доверять и стремление к сплоченности.
Российский философ и политолог Александр Дугин в своих размышлениях говорит об особенностях западной ментальности в сравнении с восточной в целом и российской в частности. Если в первом случае есть только одна ценность — автономный индивидуум, который ставится над всеми и противопоставляется всему, то во втором определяющую роль играют коллективные ценности, отношения, построенные на доверии, уважении и определении направления большинством, а не индивидуумом либо группой властвующих лиц. Переведя это на язык бизнеса, мы получаем деловое партнерство как философию предпринимательства, которая мне очень близка, — комментирует Денис Игишев.
При этом, по мнению Дениса Александровича, чтобы достичь успеха, нужно хорошо понимать разницу между дружбой и партнерством.
— В дружбе нет конкретной цели, в бизнесе по-другому. Важно перед стартом все взвесить и проговорить. Зачем вы друг другу? Это, наверное, первое испытание для партнерства. Начать делить «шкуру не убитого медведя». Если вы даже на этом этапе договариваетесь сложно, долго, чересчур эмоционально, думаю, так будет всегда, и наверное, закончится слишком быстро.
Второй этап, наверное, более ментальный: нужно четко понимать, что заработанный совместной компанией первый миллион — это не 500+500, а это миллион на двоих. Если каждый из вас может заработать единолично 500 при тех же временных и прочих затратах — зачем вам партнер?
Не менее важным условием успеха является и то, кого выбирать в партнеры.
— Важно чувствовать, что партнер тебя дополняет. Он должен обладать качествами, навыками и умениями, которых тебе не достает. Например, у одного партнера математический, аналитический склад ума, а у второго гуманитарный. Первый занимается финансами, второй — коммерцией. И, конечно, у бизнес-партнеров должны быть и схожие жизненные ценности, поскольку отношения, построенные исключительно на достижении финансовых показателей, как правило, недолговечны.
Когда все вышеперечисленное совпало, у каждого есть понимание, для чего нужно работать вместе, на мой взгляд, стоит начинать… Начинать проговаривать (и прописывать), кто чем занимается, какая у каждого зона ответственности. Все условия обговариваются на старте.
Само собой разумеется, что при совместном ведении бизнеса все должно быть прозрачно: финансовые операции — предельно открытыми. Совместный бизнес предполагает споры, наличие противоположных точек зрения, но при этом все обсуждения должны проходить исключительно в атмосфере полного доверия и уважения к друг другу. Иначе у партнерства просто нет шансов на выживание, не говоря уже об успехе. Например, доверие в компетентности партнера на его участке ведения бизнеса исключает контроль эффективности его работы. А это существенная экономия времени и ресурсов.
В физике есть такой термин, как интерференция волн. В бизнесе его тоже можно использовать, когда появляется соревновательный характер участия лично каждого партнера для увеличения результатов в общее дело. Тут, как и в физике, важна синхронность. Когда такая задача становится ключевой и результатом наслаждаются все участники бизнеса, синергетический эффект открывается в полную силу.
Безусловно, у работы в партнерстве есть определённые риски. Так, в разные циклы развития компании могут меняться цели и задачи, и, к примеру, дополнения в партнере, которые на старте бизнеса были важны, перестают играть существенную роль. Или ситуация, когда один из партнёров, достигнув изначальных целей, не хочет дальше развиваться, а другой стремится к новым горизонтам.
В целом же развитие крупного и среднего бизнеса в том или ином варианте подразумевает партнёрство: АО, совет директоров (собственников), дочерние компании, франчайзинг и т.п. — всё это результат полного или частичного делегирования в менеджменте. Конечно же, у каждого бизнесмена свой путь — кто-то единолично может построить империю, а кто-то может потерять бизнес либо вообще его не начать без партнёра. Я выбрал путь партнёрства, и на данный момент мне это придаёт силы и уверенность, что наша группа компаний на правильном пути.
РОМАН БУРОВ,
соучредитель, директор компании «Дибур», ГК «Крафт»:
«Основной профиль нашей компании — работа со стеклом и металлом от проектирования до реализации «под ключ»: изготовление витрин, перегородок, ограждений, независимых конструкций (например, остановочных павильонов). Работа в группе компаний «Крафт» позволяет нам значительно расширить свою продуктовую линейку, предлагая клиенту более сложные и интересные решения, благодаря ассортименту продукции проекта «Фабрика фасадов». В свою очередь, за счёт собственных компетенций мы можем предложить нашим партнёрам разнообразить их продуктовую линейку. Работа в партнёрстве с «Автоконсалтингом» позволяет нам предоставлять более высокий уровень сервиса. В итоге от работы в партнёрстве выигрываем как мы сами, расширяя ассортимент и сокращая внутренние издержки, так и наши клиенты, которые получают максимально широкую линейку изделий и услуг, более короткие сроки изготовления и возможность получить скидку «с объема».
ОЛЬГА СИТНИКОВА,
соучредитель, директор компании «АвтоКонсалтинг», ГК «Крафт»:
— Деловое партнёрство — это, в первую очередь, объединение и быстрое наращивание компетенций, повышение качества управления процессами, в том числе с точки зрения организации работы с персоналом, что ведёт к высокому уровню надёжности и гарантий для клиентов. Поясню. В сфере грузоперевозок и экспедирования грузов я с 2008 года, Денис — с 2005. На тот момент мы развивались параллельно с единственным отличием: у моей компании — это было единственное направление работы. Развитие в узком направлении с одной стороны шло быстрее (с точки зрения наращивания узкопрофильных компетенций), а с другой стороны не позволяло «расширять горизонты». Работа в группе компаний позволила объединить полученный опыт и клиентскую базу, нивелировать недочёты и усилить преимущества.
На сегодняшний день мы, в первую очередь, сконцентрированы на логистике и экспедировании грузов по России для крупных клиентов (среди них, к примеру, Агропромышленный холдинг «Дороничи», «Увелка», Агрохолдинг «Таврос», KDV, «КАМИ» и другие), а также внутри ГК. Итогом такой коллаборации стало повышение уровня доверия со стороны клиентов, нам доверяют грузы, стоимость которых исчисляется десятками миллионов рублей.
ЕВГЕНИЙ ИГИШЕВ,
директор компании «Фабрика фасадов», ГК «Крафт»:
— «Фабрика фасадов» — это производство деталей для мебельного производства, а также дверей и мебели для бизнеса. Для примера мы меблировали такие проекты, как «Gym station», «Лайт», санаторий «Лесная Новь» и прочие. При общении с клиентом по мебели мы также предлагаем и продукцию Дибур и информируем о услугах компании Автоконсалтинг. Это повышает вероятность того, что заказчик останется именно с нами, так как мультипредложение всегда интересно для клиента. Как минимум это экономит время, а в бизнесе это очень важный ресурс.